Товарные знаки
В современных условиях развития мирового сообщества определяющим фактором общественного прогресса надежно становится интеллектуальная собственность и результаты интеллектуального труда как основной объект экономического оборота, обеспечивающего благосостояние любого общества. В связи с этим наблюдается устойчивое повышение международного интереса к объектам интеллектуальной собственности и правам, возникающих на них.
Права на интеллектуальную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания наименование мест происхождения товаров, фирменные наименования) стали играть решающую роль и оцениваться значительно дороже, чем материальныеактивы компаний.
В настоящей статье рассмотрятся вопросы регистрации товарных знаков.
Так, товарный знак (торговая марка, логотип, слоган, бренд) – это обозначение, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц.
Товарный знак охраняется в силу его государственной регистрации или без регистрации в рамках Мадридского Соглашения и Протокола к нему.
С целью оценки вероятности регистрации товарного знака и выявления приоритетных прав, рекомендуется перед подачей заявки на товарный знак провести предварительную проверку и поиск на тождество и сходство.
Поиск выполняется в отношении товаров и услуг, для которых планируется регистрация знака. По результатам поиска еще до подачи заявки можно выработать стратегию для успешной регистрации товарного знака, в случае выявления сходных знаков с более ранним приоритетом.
Результаты поиска охватывают зарегистрированные товарные знаки, международные регистрации товарных знаков, охраняемые в Казахстане, а также заявленные обозначения, на регистрацию товарного знака.
Регистрация товарного знака является первым шагом к защите своих товаров/услуг от недобросовестной конкуренции. Как правило, владелец товарного знака вкладывает деньги в создание знака, несёт затраты на проведение мероприятий по его продвижению на рынке и превращение своего продукта в узнаваемый, успешный бренд.
До тех пока товарный знак должным образом не зарегистрирован, он не защищён. Только зарегистрированный владелец товарного знака обладает исключительным правом его использования и без его разрешения пользование этим товарным знаком запрещено.
Осуществив регистрацию товарного знака, владелец товарного знака приобретает следующие исключительные права:
- право запрещать использование своего товарного знака третьим лицам;
- давать право на использование своего товарного знака третьим лицам на договорной основе
- (лицензии);
- продавать права на товарный знак третьим лицам (уступка прав) или давать в залог и т.п..
Срок действия регистрации товарного знака составляет 10 лет и с возможностью его неоднократного продления каждые 10 лет. Действие регистрации может досрочно прекратиться в случаях опротестования регистрации третьим лицом, ликвидации компании-владельца товарного знака и в иных случаях предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Предусматриваются следующие способы защиты прав на товарные знаки:
Досудебное урегулирование
В некоторых случаях спор по нарушению прав на товарный знак может быть разрешен мирным путем (не доводя до судебного разбирательства), путем направления нарушителю претензионных писем и дальнейших переговоров.
Подготовка претензионных писем требует специальных знаний и опыта в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, поэтому при подготовке таких писем рекомендуется обращаться к специалистам. Практика показывает, что претензионные письма, подготовленные юристами, не специализирующимися в области охраны интеллектуальной собственности зачастую содержат некорректное изложение и интерпретацию положений соответствующих правовых актов, что впоследствии, если мирное разрешение спора становится невозможным, может негативно отразиться при рассмотрении дела в суде.
Административно-правовая защита
В соответствии с положениями Административного кодекса, незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг, если эти деяния не причинили крупный ущерб, влекут санкции в виде штрафа с конфискацией товаров, содержащих
незаконное изображение товарного знака.
Как правило, факт наличия нарушения прав на товарный знак определяется на основании сведений,
представленных владельцем товарного знака, результатах проведенной проверки, экспертизы на
тождество и сходство товарного знака, и иных сведениях, полученных законным путем.
В тех случаях, когда имеет место имитация товарного знака, возможность введения в заблуждение
потребителей, защита прав на товарный знак может быть осуществлена путем подачи в антимонопольный
орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства в связи с действиями нарушителя,
направленными на недобросовестную конкуренцию.
Гражданско-правовая защита
Основными требованиями в рамках гражданского законодательства по нарушению прав на товарные
знаки являются требования:
1) прекращения нарушения прав на товарный знак
2) возмещения владельцу товарного знака понесенных им убытков.
3) уничтожения товара, упаковки товара, на которых размещены незаконно используемый товарный знак, наименование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения, за исключением оригинальных товаров с товарным знаком, нанесенным самим правообладателем. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, уничтожить с товара и его упаковки незаконно используемое изображение товарного знака, наименования места
происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения;
4) удаление товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Кроме того, пунктом 1 статьи 970 Гражданского кодекса РК предусмотрено, что защита прав может осуществляться также путем:
1) изъятия материальных объектов, с использованием которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения;
2) обязательной публикации о допущенном нарушении, с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право;
3) иными способами, предусмотренными законодательными актами.
Уголовно-правовая защита
К уголовно-правовым средствам защиты относится обращение в органы государственных доходов.
Для возбуждения уголовного дела необходимы следующие факторы, а именно:
1) незаконное использование товарного знака или сходного с ним обозначения
2) крупный ущерб, причиненный владельцу товарного знака в результате незаконного его использования.
Для предотвращения конфликтных ситуаций или в качестве дополнительной меры защиты владельцам товарных знаков рекомендуется:
- Перед тем как переходить к «технике» регистраций необходимо понять, что же это будет за знак,
- для чего он нужен и как будет использоваться.
- Порой необходимы дополнительные регистрации товарных знаков в зависимости от цели
- регистрации и способов защиты.